Тема: Памятка по написанию проектов (ноябрь 2024)
«Проектная деятельность. Этапы работы
над ним»
Типология проектов в ДОУ
1.
По
доминирующему методу:
исследовательские; информационные; творческие;
игровые.
2.
По
продолжительности:
краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: выявление проблемы (актуальность), определение
уровня знаний детей по какой-то теме, определение путей решения проблемы.
Актуальность: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
Диагностика.
Сбор информации и составление плана реализации проекта.
Предполагаемые результаты.
2 этап – основной: реализация проекта.
На данном этапе, если
это предусмотрено проектом, описывается работа с детьми, родителями.
3 этап – заключительный: презентация проекта.
Презентация может проходить в различных формах в
зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия,
игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок,
мини-музеев, творческих газет.
Рефлексия (выводы). Сравнение
реальных результатов с предполагаемыми и определение дальнейшей работы.
Последовательность работы педагога над проектом:
· педагог ставит перед собой цель, исходя из
потребностей и интересов ребёнка;
· вовлекает дошкольников в решение проблемы;
· намечает план движения к цели (поддерживает интерес
детей и родителей);
· обсуждает план с родителями или совместно с детьми;
· обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
· вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения
проекта;
· собирает информацию, материал;
· проводит занятия, игры, наблюдения, экскурсии
(мероприятия основной части проекта),
· даёт домашние задания родителям и детям;
· поощряет самостоятельные творческие работы детей и
родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков,
альбомов и т. д.);
· организует презентацию проекта (праздник, занятие,
досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
· подводит итоги (оформляет портфолио, обобщает опыт
работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит
формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному
развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Примерная структура оформления педагогами
проведенного
проекте в ДОУ
1.
Титульный лист – название
учреждения, название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор
проекта.
2.
Паспорт
проекта:
- Тема проекта
- Тип (вид проекта) проекта
- Продолжительность проекта
- Сроки реализации
- Участники проекта: дети, педагог,
родители.
3.
Актуальность
проекта
4.
Цель проекта. Задачи.
5.
Ожидаемые
результаты проекта (для детей,
педагогов, родителей).
6.
Этапы
реализации проекта.
Описание мероприятий по реализации проекта на каждом
этапе: мероприятия с детьми, мероприятия с родителями.
1 этап – подготовительный:
2 этап – основной: План реализации основного этапа проекта.
3 этап – заключительный: формулировка выводов проекта, сравнение полученных
результатов с предполагаемыми, намеченные планы. Презентация проекта.
Тема:
Современные формы работы с семьями воспитанников ДОУ. (октябрь 2024)
Цель: Повышение
профессиональной компетентности педагогов об современных формах работы с семьями
воспитанников.
Задачи:
Повышение теоретических знаний по теме. Продолжить поиск эффективных форм
работы сотрудничества с семьей.
Семья
– это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической
защищенности, «эмоционального тепла», поддержку, безусловного, безоценочного
принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для
дошкольника в особенности.
Семья для ребенка – это и источник общественного
опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья.
Каждое дошкольное образовательное учреждение
не только воспитывает ребенка, но и просвещает
родителей по вопросам воспитания детей. Педагог – не только воспитатель
детей, но и партнер родителей по их
воспитанию.
При
организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями
в современных условиях необходимо соблюдать основные принципы:
- Открытость
детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и
видеть, как живет и развивается его ребенок). Для этого мы создаем группы и
чаты в социальных сетях и мессенжерах.
- Сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание
активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в
семье и в детском коллективе.
- Диагностика
общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Современные формы работы с родителями:
· Почтовый ящик (конверт),
родительская почта, «Паровозик
мудрости» для обращений и писем для воспитателей и специалистов
нашего дошкольного учреждения. Не каждый родитель может обратиться к
воспитателю детского сада по интересующей проблеме. Но на этом работа не
заканчивается (то есть не просто весит коробочка, откуда мы достаем записки
читаем их и все, проводится дальнейшая работа).
В приемной
вывешивается макет паровоза. В головном вагоне обозначается проблема или
афоризм, пожелания, которые соответствуют теме консультации, собрания.
Например:
·
-
«Я знаю, как справиться с детскими капризами…»,
·
-
«Я знаю, как научить ребенка помогать взрослому»…..;
·
-
«Чтоб ребенок не болел нужно……».
·
«Недописанный
тезис», например: «Счастливая семья – это….», «Хороший воспитатель - это …..»,
«Семейные традиции – это …..».
Читая почту, педагог может заранее подготовить
полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать
вопрос. Такой вид взаимодействия можно использовать перед родительским
собранием, консультацией или индивидуальной работой.
· «День открытых дверей». Такая форма работы даёт родителям возможность увидеть стиль
общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и
педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди,
принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья
и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по
всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как
ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.
· День самоуправления в ДОУ/группе. (Родитель не
только наблюдает, но и участвует в определенной деятельности). Каждая
деятельность объясняется родителям как студентам (сначала наблюдают, потом
обсуждаем с ними деятельность и проводят).
Проводится совместная подготовка
воспитателя и родителей - участников к проведению мероприятия (индивидуальные
встречи с родителями - подготовка участников по проведению НОД). Воспитатель,
специалисты проводят ряд консультаций по темам: «Организация режимных моментов», «Утренняя гимнастика и методика ее проведения», «Методик формирования элементарных математических представлений», «Занятия по художественному творчеству»…..и т.д.
Проводится инструктаж для родителей –по
охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности.
Время
Планируемая
деятельность
Ф.И.О
родителей.
8:20 – 8:50
Организация
завтрака
Иванова
Т.Ю.
9:00 – 9:25
Математика
Соколова
Т.А.
9:35 – 10:00
Аппликация
Маслова
Т.Ю.
10:35 – 12:00
Сбор
на прогулку, прогулка
Семья
Федоровых
12:05 – 12:45
Возвращение
с прогулки, обед
Чапаева
М.И.
12:45 -15:00
Подготовка
ко сну, сон
Токарев
Т.М.
15:00 – 15:15
Побьем,
гимнастика после сна, полдник
Соловьева
С.М.
· Информационный листок.
Инф. лист может быть по разным поводам, Например:
- поздравительный ко дню рождения, к значимой
дате;
- с полезной информацией, касающийся вопросов семейного
воспитания.,
- наблюдениями, выводами, советами,
пожеланиями.
С
фотографиями детей, они будут интересны каждому родителю, вызовут теплые чувства по отношению к
детскому саду (к воспитанию их детей подходят с интересом,
участием).
· Клуб «Папина/мамина школа (В Клубе педагоги ДОУ проводят разъяснительную и
консультативную работу среди родителей
(законных представителей). Участниками являются: родители, воспитатели, специалисты,
мед. сестра дошкольного учреждения.
Цель работы клуба – это обеспечение информационной поддержки и практическое
обучение родителей, оказание консультативной помощи, проведение мастер –
классов, индивидуальных консультаций педагога – психолога, логопеда,
воспитателей.
Работа
по осуществляется по блокам:
– педагог – психолог дает общую
консультацию по организации воспитания детей определенного возраста;
– логопеды по возрастным группам
консультируют родителей в плане развития зрительного, слухового, тактильно –
двигательного восприятия, развития артикуляции звука;
– воспитатели дают советы по организации
режимных моментов, какие игрушки нужно приобретать в зависимости от возраста,
как организовать игровую деятельность с ребенком, как правильно подобрать
необходимую для возраста художественную литературу.
Тематика
заседаний должна касаться только детей и их проблем или родителей и их проблем
в воспитании своих детей.
·
Клуб по интересам
«Семейная гостиная». (Содержание
заседаний Родительского Клуба «Семейная гостиная». Например, Тема заседания №1
– «Наши дети»:
Планируется цель, теоретическая часть (поделиться какой – информацией с
родителями, рекомендациями), теоретическая часть: провести диагностику
родительских установок, практическая часть: В практическую часть включены игры, направленные на
развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового
чувственного опыта при взаимодействии с детьми.
Игра «Друг к дружке!»
Цель:
взаимодействие детей друг с другом.
Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой
освежающей разминкой во время перемены или отдыха.
Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время
которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько
внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду
вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и
быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела
надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
— Правая
рука к правой руке!
— Нос к
носу!
— Спина к
спине!
• Друг к
дружке!
• Ухо к уху!
• Бедро к
бедру!
• Пятка к
пятке!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые
части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Анализ упражнения
• Понравилась
ли тебе игра?
• Легко ли
тебе было действовать столь быстро?
Легко ли тебе было выбрать
партнера?
Следующая часть коммуникативная,
интерактивная.
Примерные формы организации:
1) телесно-ориентированные упражнения;
Эти
упражнения применяются для детей, у которых наблюдается:
• Тревожность, возбудимость, плаксивость
• Агрессивность
• Страхи и фобии
• Трудности с общением, стеснительность,
зажатость
• Замкнутость, закрытость.
Методы телесно-ориентированной терапии :
• Физические упражнения и игры,
• Дыхательные упражнения,
• глазодвигательные упражнения,
• пантомимика,
• самомассаж.
Упражнение «Рисуем на ладошках».
Выполняется в парах.
Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки:
один ладонями вверх,
другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его
второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и
т.д.). Затем пары меняются.
2) ролевые игры.
Обратная
связь.
Возможные формы организации:
1) буклет с практическими
рекомендациями …».
2) домашнее задание:
изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»
3) вопросы, пожелания родителей.
· Информационно –
просветительская газета. Каждая страница газеты – это устное сообщение,
которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием
магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее
предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания,
вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей,
отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
·
Создание газеты
группы:
с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка
в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы
рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о…», «Калейдоскоп событий», «Родителям
на заметку», «Календарь памятных дат»…и.т.д.
· Город мастеров.
Цель: Создание
условий для совместной творческой деятельности детей и родителей. Развитие творческого потенциала
каждого родителя, который в дальнейшем
поможет ребёнку раскрыть себя.
Как проводится работа. Размещать детей
и родителей удобнее за столами, рядом друг с другом.
Занятия, на которых дети и родители выполняют общую работу, проводятся
за большим столом.
По окончании выполнения задания дети
вместе с родителями убирают своё
рабочее место и забирают с собой продукт труда или выставляется на выставке
группы.
Например,
Занятие №2 (ноябрь). «Баночки с цветной
солью». Цель: Научить делать красивые сувениры, используя цветную
соль. (соль окрашивается заранее).
Материалы:
баночки, соль покрашенная, воронки, шпажки, ложечки.
· Благотворительные
акции. Организуются для материальной поддержки
нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание
спонсорской помощи.
Например,
на глаза попадается
информация про акцию «Коробка Храбрости». Это
такая коробка с небольшими игрушками, книжками, фломастерами и прочими мелочами
стоит на посту отделения гематологии, химиотерапии и онкологии для детей какой
– нибудь больницы и пополняется с помощью благотворительного проекта. С семьями
воспитанников можно принять участие в данной акции. Ребята приносят игрушки,
раскраски, фломастеры, блокнотики и т.д.
К нам в гости
приезжает волонтер, который рассказывает нашим детям для кого эти подарки и,
что после любой болезненной процедуры ребенок может выбрать себе небольшой
подарочек из Коробки храбрости, отвлечься от страха, боли и дискомфорта.
· Родительские уголки. Оформление стенда,
папки передвижки
– новости ДОУ (QR – код проверить
рабочие коды зайти). Невозможно
представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского
уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок
дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные
материалы для родителей.
Существует два способа использования кода:1)
найти информацию нужную и зашифровать qr – код; 2) сделать
небольшие свои странички, сайт. Также можно создавать свои игры и тоже сделать
на них qr – код чтобы
родители не только посмотрели информацию, но и поиграли с детьми.
Генераторы qr кодов:
- qrcoder.ru
- qr-online.ru
- stqr.ru
1. Как
сгенерировать qr код:
2. Оформляем лист
а4 в нужной тематике: это можно сделать в power point, Word.
3. Находим нужную
информацию, в верхней строке находим ссылку (адрес на эту страничку, видео с
какой - то информацией) копируем ее.
4. Открывает один
из сайтов, вставляем в строку ссылку и нажимаем «создать qr код», «сгенерировать», «начать».
5. Сохраняем
готовый код и вставляем его. (обязательно проверьте работает ли код).
·
Родительское
собрание.
На собрании обязательно должна быть игра на релаксацию, так как в большинстве
случаев родитель идет на собрание с работы.
Релаксация бывает:
Мышечная, дыхательная, звуковая,
аутотренинг, арт – терапия.
- Бережливость
времени своего и родителей (желательно 40мин., но не более 1 часа);
- Подготовка
выступления с приемами взаимодействия (родители не просто сидят и слушают, но и
учувствуют в совместных играх);
- Приглашение на
собрание.
Хотелось бы становиться по подробнее на
приглашении на собрание. Все мы делаем приглашения на собрания и что мы там
пишем:
_____ в _____ состоится родительское собрание. (явка
обязательна). Что думает родитель – сейчас моего ребенка опять будут обсуждать,
снова будут мне высказывать…о том, что мой ребенок какой - то не такой…..
Уважаемая (ый)… Приглашаем вас на
родительское собрание самого (быстрого, веселого, озонного, красивого,
сосредоточенного… ребенка – ребенок сам выбирает какой он). Принести с собой
хорошее настроение и сменную обувь. Собрание начнется в 18:00. Если придете
немного раньше, то у вас будет возможность посмотреть выставку картин/работ ……
и пообщаться с другими родителями самых талантливых детей, как ваш ребенок.
Итог:
Об эффективности проводимой работы с родителями
свидетельствуют:
1. Проявление
у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.
2. 2. Возникновение
дискуссий, диспутов по их инициативе.
3. Ответы
на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
4. 4. Увеличение
количества вопросов к педагогу, касающиеся личности ребенка, его внутреннего
мира.
5. 5. Стремление
взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.
6. 6. Размышление
родителей о правильности использовании тех или иных методов воспитания.
7. 7. Повышение
их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение
дискуссионных вопросов.
«Индивидуальный подход в воспитательно
-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении» (февраль 2024 года)
Дошкольное
образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе
народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики,
ребенок имеет большие потенциальные
возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния
окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую
актуальность выбранной темы.
Период
от рождения до 6 лет имеет важное значение для всей будущей жизни ребенка. У детей, занимающихся в ДОУ по
образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения
норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим
ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от
взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с
окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе,
оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе
ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального
«Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво учатся организованности,
что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости.
Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей к
самоорганизованности – формирует предпосылки на всю жизнь к организации своей
деятельности, учебы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и
воспитания дети учатся работать в коллективе.
Всестороннее развитие
каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве
важного условия выявление творческих потенций личности, формирование
индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь
возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная
личность, и все общество.
Каждый человек
единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в
индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны
максимально опираться на индивидуальность.
Существование
индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость
индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на
ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние
условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный
воспитательно-образовательный процесс.
Возрастные роли
человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об
«индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход никак не
противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания,
но и всего уклада нашей жизни. «Индивид» есть общественное существо. Поэтому
всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной
форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни».
Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только
потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не
есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на
ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных
сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в
первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,
мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от
педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход является
органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в
активную деятельность по овладению программным материалом.
В педагогике принцип индивидуального
подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми
разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания,
которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им
посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания
его психических особенностей и условий жизни.
Целью воспитания является воспитание
гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со
стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности
включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы
воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение
ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности
детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов,
способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи
воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью
индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальный подход – один их
главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит
творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного
подхода к детям:
- знание и понимание
детей;- любовь к детям;- основательный теоретический
баланс;- способность педагога
размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что
ребенок – это субъект собственного развития, он самоценен. Но дети всегда
должны чувствовать поддержку педагога.
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок). Для этого мы создаем группы и чаты в социальных сетях и мессенжерах.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и в детском коллективе.
- Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Время |
Планируемая
деятельность |
Ф.И.О
родителей. |
8:20 – 8:50 |
Организация
завтрака |
Иванова
Т.Ю. |
9:00 – 9:25 |
Математика |
Соколова
Т.А. |
9:35 – 10:00 |
Аппликация |
Маслова
Т.Ю. |
10:35 – 12:00 |
Сбор
на прогулку, прогулка |
Семья
Федоровых |
12:05 – 12:45 |
Возвращение
с прогулки, обед |
Чапаева
М.И. |
12:45 -15:00 |
Подготовка
ко сну, сон |
Токарев
Т.М. |
15:00 – 15:15 |
Побьем,
гимнастика после сна, полдник |
Соловьева
С.М. |
Я чувствую себя в праве сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
1. Самообразование как один из путей повышения
профессионального мастерства педагогов.
Качество дошкольного образования
определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное
повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства
педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное
ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями
педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в
также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых
документов. Как вы понимание, что такое самообразование?
Разные источник дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная
познавательная деятельность, управляемая
самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки,
культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение
знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование –
это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих
теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической
и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо
заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или
которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной
деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые
высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все
остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его
преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных
сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в
лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы,
углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к
самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического
ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа
и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности
педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.
Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени,
нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь
проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование
должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим
составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
·
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа
новой информации
·
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не
сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану
или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего.
Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
·
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В
эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
·
Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как
«несовременного человека»
·
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад
озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
·
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или
«плохим». Плохим педагогом быть обидно.
·
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной
комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные
награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного
усвоения новых знаний этого не добиться.
·
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как
человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда
вообще быть педагогом?
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса
самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из
различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности,
развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники
знаний, и где их искать?
·
Телевидение
·
Газеты, журналы
·
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,
художественная и др.)
·
Интернет
·
Видео, аудио информация на различных носителях
·
Платные курсы
·
Семинары и конференции
·
Мастер-классы
·
Мероприятия по обмену опытом
·
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
· Курсы повышения квалификации
2. Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является
правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению,
не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее
часто возникают следующие проблемы:
·
не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
·
не могут правильно сформулировать тему самообразования
·
при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном
выборе
·
при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить
прочитанный материал
·
не могут сформулировать цель и задачи работы (педагоги предлагают свои
решения обозначенных проблем)
выделите из многообразия проблем, которые вытекают
из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту,
которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый
положительный результат
определите актуальность данной проблемы,
перспективность и практическую значимость для повышения
воспитательно-образовательного процесса
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность
При подборе литературы теряются в ее
изобилии. Затрудняются в правильном выборе.
Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования
ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или
формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста»
·
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он
изучается:
Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время
экскурсий в природу»
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько
она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать
региональные особенности.
Подбор литературы осуществляйте следующим
образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о
замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив
оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
- изучите современные взгляды на проблему
- используйте опыт других педагогов и ДОУ
При работе с методической литературой не
могут глубоко осмыслить прочитанный материал
·
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
·
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке,
используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта,
выделяйте главное для себя условным символом;
·
Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
·
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и
понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи
работы
Цель – это то, что необходимо получить
или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста»
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании
познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:
3. Результаты
самообразования.
Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Результат.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий
продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты
самообразования?
·
Повышение качества проводимой с детьми работы;
·
Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий
·
Доклады, выступления
·
Разработка дидактических материалов, наглядности
·
Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
·
Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
·
Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования
является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень
педагога.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов (сентябрь 2023 года)
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации ООП ДО проводится оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им ООП ДО, формах организации и методах решается непосредственно БДОУ г. Омска «Детский сад № 16».
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется БДОУ г. Омска «Детский сад № 16». Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
Дидактические игры по социально - коммуникативному развитию
Комментариев нет:
Отправить комментарий